Здравствуйте дорогие читатели!
Так как в данное время я езжу на работу на двух автобусах и провожу более часа в дороге, в этой статье я хочу поговорить о транспортной системе Китая.
Вам когда-нибудь приходилось подолгу ждать автобуса, опаздывать на работу и в последний момент брать такси? Думаю, всем рано или поздно предстоит испытать такое, особенно добираясь в незнакомое место.
Конечно, китайский транспорт чем-то отличается от нашего, но в чем-то и схож. Вход в автобус осуществляется через переднюю дверь, а выход через заднюю. Но все не так строго, и в этом помогает человеческий фактор. Некоторые водители останавливают, где попросят, и открывают переднюю дверь, чтобы люди могли выйти, особенно если автобус заполнен и к задней двери не пройти.
Автобусы в основном приходят по расписанию, каждые 10-15 минут. На остановке есть табло, на котором написан маршрут каждого автобуса останавливающегося здесь. Что очень удобно и обеспечивает транспортной системе Китая большое преимущество. Зная расписание автобусов, иногда приходится бежать до остановки, чтобы успеть на автобус, но бывает и так, что автобусы подходят один за одним и можно также удачно уехать. Не успев на автобус, остается надеяться, что через несколько минут подойдёт автобус другого маршрута, на котором тоже можно будет доехать до пункта назначения. Есть такие автобусы, которые следуют по одному и тому же маршруту, или по какой-то части одинакового маршрута, но они не останавливаются на каких-то остановках, из-за этого доезжают быстрее, но и проезд в них стоит дороже. Плата за проезд берется наличными при входе и без сдачи. Каждый пассажир кладёт деньги в ящик, который похож на ящик для пожертвований, поэтому, если у вас нет купюр под расчёт, придется просить кого-то разменять или класть в ящик больше денег, чем положено.
Однако в автобусе так же можно расплатиться специальной картой, на которую можно положить денег, сколько удобно, при этом цена за проезд будет ниже где-то на 30%. А пенсионерам вообще повезло, имея пенсионную карту для проезда, они могут пользоваться общественным транспортом бесплатно.
Иногда можно проехать весь путь почти в пустом автобусе, но не дай Бог вам попасть в час пик! Мало того, что придется стоять в автобусе, так ещё и можно в пробке застрять не меньше чем на час. И вот, сидя в автобусе, мимо проезжает Китай! Такой разнообразный, где-то густонаселенный, а где-то пустырный; можно даже помечтать, пока кто-то не сядет рядом и не начнет смотреть китайский фильм на телефоне на полную громкость и без наушников! (хоть бы услышать свою остановку). В автобусе объявляют каждую остановку, в то время как на экране пишут её название, время и температуру. А так же на откосах между стенами и потолком есть список остановок, которые проходит данный маршрут автобуса.
В промежутках между объявлениями остановок диктор призывает к взаимопомощи и уважению к пожилым людям, уступая им места. Однако это мало влияет на пассажиров, особенно мужского пола, которые в свою очередь очень редко уступают места. На поручнях вдоль всего кузова имеются кнопки-сигналы водителю о необходимости остановки. Еще одной особенностью китайцев путешествующих на автобусе является ведро! Вы подумаете, что я сошла с ума или опечаталась, но нет, они и правда возят с собой ведра. Не все конечно, но те китайцы, которые, видимо, куда-то переезжают.
Китайское правительство уделяет большое внимание развитию и поддержанию транспортной системы Китая на высоком уровне. Так, в провинции Гуандун все городские дороги имеют как минимум две полосы в одном направлении. В более крупных городах три-четыре полосы это норма. Полосы обозначены соответствующими надписями для маленьких автомобилей, больших автомобилей, автобусов и грузовиков, и самая последняя от середины полоса обычно для экстренных случаев или поломок. Ещё иногда на асфальте пишут максимально допустимую или рекомендуемую скорость движения по полосе. Также во многих местах имеется дорожка для велосипедов и мопедов.
Отдельного внимания заслуживает также стиль езды мототакси, которые вносят большой вклад и придают особенность транспортной системе Китая. Нарушая все правила и все законы физики, они домчат вас к пункту назначения за считанные минуты и всего за несколько юаней. Кстати с ними можно и нужно торговаться о стоимости, т.к они все так и спешат обмануть иностранца и наварить на нем несколько юаней сверху. Одетые в яркие желетки мототакси, принадлежат перевозческим компаниям, а некоторые, без особых опознавательных знаков – просто индивидуальные. Привлекая внимание прохожих, они сигналят, подъезжая близко, или кричат и свистят издалека. Они соревнуются, чтобы заполучить пассажира, бегут напролом к остановившемуся автобусу.
В городских автобусах сидения пластмассовые, а в междугородних – мягкие, иногда даже кожаные. Почти круглый год в автобусе работает кондиционер.
Следующей составляющей транспортной системы Китая является метро. Билет в метро покупают через специальные аппараты, которые принимают купюры в 10 и 5 юаней и монеты в 1 юань. Выбрав станцию назначения на экране, аппарат покажет стоимость поездки от станции, на которой вы находитесь, до выбранной станции. Цена билета зависит от количества станций и колеблется от 2-х до 14-ти или 15-ти юаней. Аппарат выдаёт билет в виде жетона и сдачу монетами. Меню экрана может быть китайским и англоязычным, так что иностранец точно не потеряется в метро.
Когда поезд останавливается, Двери вагона метро мало того, что совпадают с дверями ограждения на остановке, так ещё и открываются одновременно. При этом поведение китайцев в метро, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Люди при посадке в вагон просто не дают другим выйти из него, а ломятся напролом, хотя на полу станции все культурно написано и стрелочками показано, где пассажиры должны стоять в очереди на посадку, а где на высадку. На каждой станции есть карта всех веток метро, а также карта станции метро, с указанием всех выходов и к каким улицам они ведут.
Если, приехав в Китай, вы надумаете пойти куда-то пешком, одумайтесь, ведь вам придется пройти не один километр, пока вы просто сможете перейти дорогу, особенно в больших городах как гуанчжоу и Фошань. Все встречные полосы дорог в Китае разделены забором и в любом месте кроме пешеходного перехода дорогу просто так не перейдёшь!
Однако на скоростной трассе вместо обычного решетчатого забора строят бетонную, можно сказать, стену, где-то полметра высотой, а на неё крепят специальные металлические пластинки поперёк, которые во время движения автомобиля сливаются в сплошное полотно и в темное время суток помогают водителям не слепить друг другу глаза. Плюс, если, не дай Бог, случается авария, то двигающиеся в одном и том же направлении автомобили пострадают меньше, чем при встречном столкновении.
На некоторых пешеходных переходах есть палатки, под которыми люди могут укрыться от дождя или солнца, ожидая зеленого сигнала светофора.
С одной стороны окультуренность дорог - это то, чего нам не хватает. Дорожная разметка, которая не смоется после первого же дождя, цветы на клумбах или в горшках вдоль дороги, которые никто не унесёт домой, светофор для водителей и светофор для пешеходов, да к тому же со счетчиком, показывающим сколько времени надо ждать, пока загорится другой цвет. В Шанхае возле пешеходного перехода, я ещё видела такие аппараты, которые лазером проводят линию, переходя я которую во время красного света светофора, объявляют: "Вы перешли линию, за которой находиться небезопасно. Сделайте шаг назад." Ну или что то такое.
Несмотря на то, что у нас камеры запретили, посчитав это вмешательством в личную жизнь, в Китае камеры очень распространены и заставляют водителей снизить скорость, пристегнуться или не проехать на красный свет, что также повышает безопасность на дороге и обеспечивает надежность транспортной системы Китая. Любое нарушение, зафиксированное на камеру, штрафуется суммой в 200 юаней.
На многих остановках есть стоянка для велосипедов, которые можно взять на прокат. Я никогда не брала, но в Пекине велосипед - это самое популярное средство передвижения! Там почти у каждого человека есть свой велосипед, а то и два. Один мой знакомый в Пекине ездил от дома до метро на одном велосипеде, и от другой станции метро до университета на втором велосипеде. Ну и, естественно, после занятий таким же путём обратно домой.
На юге велосипедов конечно меньше. Ещё бы! Попробуй в такую жару педали покрутить! А если на подъемчик? Это же ужас! Однако здесь распространены велосипеды или мопеды с кузовом, которые являются ещё одним видом транспорта Китая, но не общественного, а частного. На них возят все что угодно: от товаров на продажу, овощей и фруктов, до личных вещей и мебели при переезде. От летней жары и ожогов гуандуньские мотоциклисты спасаются, надевая специальные рукава на руки, а от зимнего холода - специальные рукавички, которые крепятся на руль мотоцикла. На случай дождя, у них также имеется зонтик с продолговатой стороной, чтоб и на пассажира хватило!)
Большая часть китайского транспорта нацелена удовлетворить клиента, т.е. пассажира. Поэтому, независимо от того чем вы выберете путешествовать по Китаю, это принесет вам массу непередаваемых ощущений, удовольствия и радости.
Моя статья подошла к концу. Надеюсь, вам удалось проникнуться особенностями транспортной системы Китая, почувствовать себя на месте китайского путешественника. Хотелось бы, чтоб эта статья вдохновила вас на поездку в Китай, и помогла вам самостоятельно испытать эти чувства, при поездке из одного китайского города в другой.
Для чего Вы изучаете китайский язык?
Ваши комментарии: